11 марта 2023 г. в московском клубе LIVE STARS состоялось музыкальное мероприятие SATURDAY SHOW которое в точности соответствовало переводу “субботний угар!”. Не шоу, а именно угар, от которого хотелось в прямом смысле бежать после 5 минут саундчека. Я очень редко бываю в клубах, но такого “адового” звука в них ещё не слышал. Нет, на репетициях у нас тоже бывает местами перебор, но мы можем попросить коллегу убавить громкость. А здесь другое – здесь “угар”, поэтому либо терпи, либо уходи. Есть ещё и третий вариант – брать с собой беруши. В театрах предлагаются бинокли, а беруши были бы весьма актуальны. 5 штук мы точно бы взяли. Чтобы досидеть до выступления группы BURGARDT (https://vk.com/burgardtband), знакомый барабанщик которой праздновал день рождения в этот день и пригласил на него нас, временами зажимал ухо пальцем. Официантам приходилось наклоняться вплотную к посетителям, которым приходилась кричать то, что они хотят заказать. Это так и должно быть? Я не исключаю того, что перегрузка звука создаётся специально для того, чтобы люди активнее покупали алкоголь, после которого притупляется ощущение окружающего. Но я пришел не пить, а слушать музыку. Уточню, музыку, а не шум. И при этом за деньги, а не бесплатно. Какая музыка? За музыкой иди в консерваторию, а у нас угар! Те, кто выступал в клубах, хорошо знают отношение звукорежиссера и музыкантов. Звукорежиссер, который наслушался всего и разного, валит всё на глухих музыкантов, у которых руки кривые и они не умеют играть, а музыканты за плохой звук винят во всём звукача. И в этих взаимных претензиях есть доля правды. Когда, например, гитарист просит добавить звук в мониторы, при том, что у него свистит распедаленный комбик, то здесь на ум приходят только нецензурные слова. Но, когда звукач для разборчивости вокала оперному певцу “хреначит” 2-5 кГц до выноса мозга и даёт дилей в зал с 10 слушателями как для Олимпийского, то это уже вопрос к нему. Так надо было на саундчек приезжать пораньше. Да, но когда выступает группа, то можно провести коррекцию или это выходит за рамки обязанностей и зарплаты? Выставил на цифровом пульте среднестатистический “панковский” пресет и 5-6 групп его и пользуют. Всё равно играть не умеют, а те, кто умеет, тот в клубах не играет, да и вообще на любых настройках зазвучит. Ага, скажите это Стасу Намину. Хотите лучше? Тогда делайте сольник со своей командой. Понятно, что невозможно сделать хорошо для сборного концерта, и, возможно, у звукорежиссера зарплата такая, что туда никак не помещается ещё и рулеж концерта, но деньги-то платят люди, а второй раз на такой звук в зале я не пойду. Кто-то может сказать, что панк или готический рок – это весьма специфичная музыка. Но дело не в силе. Можно и самый угарный металл по громкости выставить так, чтобы он не выносил мозг посетителям и работникам клуба. Досадно, что не догадался замерить уровень шума, но попрошу знакомых это сделать в следующий раз. А, может, это я наслушался школьных концертов, где просят играть потише и ничего не понимаю в звуке? Давайте разбираться. На мой взгляд портальный звук в клубе был минимум 5 кВт. Ради интереса смотрю райдер клуба: Линейный Массив 3-х полосная система MARTIN AUDIO W 12 LM 5 КвТ ( 8 массивов) 8 сабвуферов 15 дюймов, Electro-Voice 5 КвТ В реальности там порядка 7 кВт. Вместимость зала по райдеру 400 человек. Без расчётов понятно, что звука достаточно, особенно с учетом того, что на мероприятии было человек 50-60. Что делает звукорежиссер? Он выводит на максимум середину у перегруженных гитар. А чтобы при этом ещё и слова были слышны у тех, кто петь не умеет, поднимает частотку на перекомпрессированном звуке до появления телефонного эффекта. И всё это “хреначит” с уровнем 120 дБ в пустой зал. После этого выходит вокалист BURGARDT с поставленным оперным голосом и просит сделать вокал получше. Справедливая просьба. После этого в звучании появляется обработка по самую макушку. В результате каша в относительно тихих местах и перегруз в кульминационных моментах. Так нужно дальше от микрофона в этих местах петь. Да, а уровень и частотку подправить на вокал не нужно? Так сойдёт? Что реп, что опера - одно и тоже. Заценили аппарат в по райдеру, а теперь реальность по звуку: Читаемая бочка, томы, ведущий и тарелки. Хета и райда нет. Перегруженные гитары валят так, что клавиш просто нет, а сольные партии не читаемы. Вокальная партия неразборчива и пробивается распевами только в кульминационные моменты. На записи будет лучше, но я-то пришел на живое выступление. После BURGARDT выступило трио, играющее добротный хард-рок. Да, партия ударных, баса, гитары и вокала были читаемы и можно сказать, вот люди играют и звучит же. Но 3 инструмента – это не 5, а между хард-роком и роком с элементами симфо-метал есть разница. Но они звучали на одних и тек же настройках. Так это музыканты сами не развели по тембрам и частотам. На сцене да, но в зале не они звук рулят и, наверно, можно было его сделать комфортнее и читаемее. Или боялся, что в зале будет звук комбарей со сцены? Ребята умеют играть, но звучание им сделали панковское. Перед началом один из гитаристов попросил помочь ему настроить звук. Вот это немного помогло. В нашей компании было пять человек, включая одного с опытом работы звукорежиссером в клубах. Он сказал, что бывает и хуже, но, к счастью, у меня такого опыта не было. На вопрос, а что бы ты сделала на месте звукорежиссера, если бы музыканты взяли длинные шнуры на саундчеке и вышли в зал послушать своё звучание. Она ответила, что так не принято, но, если бы такое произошло, то вырубила бы звук и ушла домой от такого неуважения. Возможно, это неуважение, но лично я предпочитаю послушать в зале то, что играю и как это звучит. Взаимоотношения клубного звукорежиссера и музыкантов непростое, по причине чего возникает много вопросов. Но факт остаётся фактом – общее звучание зависит от их совместной работы. Звукорежиссер не может улучшить качество исполнения, но может, по крайней, мере сделать так, чтобы захотелось прийти на неплохо звучащую команду в следующий раз.

Теги других блогов: музыка клубы звукорежиссура